Работа над отраслевым стандартом
Елена Головина, 3 апреля 2017
Стандарт описания товаров должен быть всегда. Зачем и кому он нужен, и какие классификаторы мы уже внедрили и разработали.
Что такое отраслевой стандарт?
Это специальная информационная модель для классификации, описания и поиска товаров в рамках одной отрасли. Например, электротехнической.

Как еще называют стандарт?
Существуют разные названия. Например, информационная модель или классификатор товаров.

Зачем нужен отраслевой стандарт?
По сути для защиты интересов участников рынка и конечных потребителей. Его главная задача — описать товары так, чтобы их легко находили в поиске.

На поиск в разных b2b-системах профессиональные (оптовые) покупатели тратят более 70% времени. Так что чем удобнее и сильнее поиск — тем лучше.
Значит, классификатор помогает улучшить поиск товаров. А что еще?
Еще классификатор необходим для поиска технических аналогов, для создания комплексов товаров. Он позволяет унифицировать все процедуры работы с заказами и товарами, а также делает возможным глубокую продуктовую аналитику.

С какими стандартами вы уже работали?
Для b2b-системы «АВС-экспресс» мы использовали стандарт ETIM. Это международный стандарт классификации и описания электротехнической продукции: лампочек, светильников, розеток, выключателей и т.д. В нем работает вся электротехническая отрасль на Западе и сейчас уже активно в России. Также мы создали базу товаров для ассоциации РАЭК согласно этому стандарту. РАЭК — это первая компания, которая поставила этот стандарт на системные рельсы.
К своему пятилетию РАЭК выпустила видеопрезентацию о себе и своих проектах. С 5 минут 10 секунд можно послушать про внедрение стандарта ETIM и к чему это привело.
А если для какой-то отрасли стандарта описания товаров не существует. Что делать?
Помимо внедрения, мы занимаемся разработкой стандартов. Например, для федерального поставщика профессиональной санитарно-гигиенической продукции Sanergy мы, совместно с компанией SAN Consulting, разработали стандарт SIM. Его задача — классификация товаров санитарно-гигиенической отрасли для быстрого и удобного поиска их профессиональными покупателями.
Электротехническая и санитарно-гигиеническая отрасли — с ними понятно.
А что в ближайших планах?

В планах разработка классификатора для описания строительных товаров, потому что на сегодня он отсутствует. Мы уже обсуждаем это с потенциальными инвесторами и партнерами.

Что все-таки нужно, чтобы создать стандарт?
Помимо технологий, которые у нас есть, и кроме работы наших редакторов, нужны определенные инженерные экспертизы. Вначале мы стараемся искать smart-инвесторов в каждой отрасли, у которых есть эти экспертизы.

А что нужно компании для внедрения стандарта?
Внедрение стандарта возможно, если для компании деньги — не цель, а инструмент, если она мыслит будущим.
В РАЭК это возможно, потому что ассоциация объединяет несколько компаний, и стандарт им просто необходим, чтобы между ними было взаимодействие. Если бы они не видели общего будущего, то такой задачи бы не было. В Sanergy та же ситуация. Есть компания «Азбука чистоты», и она создает пул партнеров, объединенных под брендом Sanergy, — и они тоже мыслят глубоко вперед и именно поэтому уверены, что стандарт нужен.
Что значит мыслить будущим?
Будущее заключается в том, что классификатор снимает множество противоречий, которые накапливаются, если каждая компания в отдельности ведет свою номенклатуру без стандарта. Стандарт приводит ее в порядок, создает единое пространство для b2b-взаимодействия.

Процесс внедрения стандарта сложный?
Нет, но сложность именно в том, чтобы компания понимала, зачем это нужно. Мы приоткрываем ей это будущее и ищем компании, которые не просто не делают автоматизацию каких-то бизнес-процессов для себя, а именно понимают синергию b2b-движения и что для любого b2b-взаимодействия они все должны двигаться в одном поле.

А как вы разрабатываете стандарт?
Сначала нужно определиться с типами изделия, которые продает компания оптовому покупателю, и классифицировать их. Чем сложнее и технологичнее отрасль, которую описывает стандарт, тем большее количество классов в нем будет представлено.
Так, например, в стандарте ETIM более 2000 классов, а в стандарте SIM — около 200.
Дальше для каждого класса нужно определить набор существенных характеристик и создать под них свойства (длина, ширина и т.д.). У нас есть специальное программное обеспечение, которое позволяет делать это максимально быстро. Как только товары описаны — на следующий день они попадают в торговую систему, и по ним уже можно производить поиск по различным запросам.
Классы SIM
Что еще нужно учесть?
Еще нужно проанализировать поисковые запросы и составить облако синонимов, потому что стандарт описывает товары с точки зрения их внутренних характеристик, а облако синонимов и поисковые запросы позволяют понять запросы самих потребителей. В стандарте мы используем инструменты, которые настраивают его под поиск не только по классическим критериям и терминам, которые приняты в отрасли, но и по всему пулу запросов, который может задать любой пользователь.

Елена Головина
Редактор

Поделиться статьей

Читать дальше