Особенности поиска товаров через отраслевой стандарт
Головина Елена, 10 апреля 2017
Мы уже писали, что в работе над отраслевым стандартом используем инструменты, которые адаптируют его под умный поиск. Т.е. товары можно искать не только по классическим критериям и терминам, но и по всему пулу запросов, который может задать любой пользователь. Разбираемся, как это происходит.
Что это за инструменты, которые помогают улучшить поиск в базе товаров?
Один из них, это метасвойства или поисковые теги, которые мы организовали в древовидную структуру.

А можно подробнее?
Например, мы создаем метасвойство «Цвет» и понимаем, что нужно сделать синонимами такие цвета, как кремовый, бежевый и молочный. Все они объединяются в облако синонимов. Это важно, потому что кто-то вбивает в поисковую строку «беж», кто-то «слоновая кость», а через это метасвойство будет находиться нужный цвет.
Облако синонимов к запросу «Бежевый»
Т.е. метасвойства нужны чтобы организовать умный поиск?
Верно. Можно вбивать любой общепринятый термин, и система поймет, что за товар вы имели в виду. Это очень удобно особенно при сложных названиях немецких, французских и английских производителей. Например, можно сделать запрос «лампа шнайдер» вместо сложного «лампа Schneider Electric». Выдача от этого не изменится.

А как метасвойства связаны с отраслевым стандартом?
Дело в том, что есть классический подход — когда в торговой системе нет стандарта, и все синонимы прописываются в табличном виде, если позволяет поисковый движок. А если есть стандарт, то опереться можно на него. Как правило, в нем уже есть готовый цвет, например, красный, и можно создать специальную надстройку над стандартом — метасвойства, — которая добавляет к этому цвету синонимы: бордовый, алый, багровый, гранатовый и т.д.
Если стандарт идет со стороны производителя, и его задача — описать товар, то задача метасвойств — связать этот товар с поисковыми запросами пользователей.
Т.е. синонимы — это еще один инструмент умного поиска?
Верно. Синонимы облегчают и расширяют зону поиска товаров таким образом, что покупатель может вбить в поисковую строку любой запрос, и система поймет его и предложит нужные варианты.

Ого. И какие синонимы можно задать, чтобы улучшить поисковую строку?
Первые синонимы, которые нужно сделать обязательно, — это синонимы бренда. Например, чтобы, вбивая бренд Legrand на русском, поиск находил его английскую версию.
С этим понятно. А еще какие синонимы есть?
Следующий момент — это синонимы по сериям. У бренда могут быть определенные серии, в рамках которых, как правило, покупаются какие-то однотипные товары. Например, в электротехнике есть серия, которая отвечает за электроустановку в доме. К ним тоже важно прописать синонимы. Еще есть синонимы класса. Когда на Западе создавали стандарт, там использовали эти синонимы.

И как это работает?
Сначала в поиске нужно написать, какой тип товара нужен, затем выбрать нужный класс — и вот для этого нужны синонимы класса. Например, вбиваем запрос лампа, и поиск выдает все классы с лампами, потом просматриваем все классы и находим нужный класс и уже дальше фильтруем товар. Это похоже на издевательство над пользователями, но на Западе так работают.

А как у нас?
Русские хотят поисковую строку, которая бы сама искала нужный товар, поэтому важно улучшать её, а самый мощный инструмент для этого — это синонимы.

А как правильно подготовить синонимы?
Синонимы готовит команда экспертов на основе запросов в «Яндекс Wordstat». В итоге отбираются и учитываются следующие синонимы:
1
Традиционные синонимы — схожие по смыслу слова. Например, для диспенсера это дозатор.
2
Варианты написания иностранных названий на русском языке. Например, для бренда Cleanfix синонимом будет «Клинфикс».
3
Варианты сложных названий с типичными ошибками. Например, синонимами для бренда Villeroy&Boch будут «Виллерой энд Бох», «Виллерой энд Бош», «Веллори и Бох» и т.п.
4
Варианты написания одного и того же слова с разными суффиксами, приставками, с дефисами и без и т.д.. Например, «светодиодные лампы» — «светодиодные лампочки».
А кроме «Яндекс Wordstat», что учитывать?
Еще нужно опросить самих профессиональных покупателей и узнать, по каким запросам они ищут товары, чтобы составить облако синонимов по их запросам. Есть поисковые жаргоны. Например, вбиваем «миньон» в поиске и получаем цоколь е14. Пользователи не видят такие синонимы, но могут вбить эти названия в поисковую строку и получат нужный товар.
Это гибкая система, в отличие от стандарта, который часто нельзя менять. Например, если мы выяснили, что есть еще другие жаргонные слова — добавляем их, и они через несколько часов работают в поиске.
Это большая работа. Т.е. для умного поиска мы используем два инструмента — синонимы и метасвойства?
Да. Но умный поиск — это не единственная задача метасвойств.

А что еще они могут?
Еще метасвойства используются в параметрическом поиске. Например, выбираем в поиске лампу накаливания (на этапе выбора можно написать «лампа» или «лампочка», поисковая строка все равно предложит конкретный тип изделий), а потом вываливается набор свойств, по которым можно фильтровать этот товар: товары в наличии, избранные товары, рекомендованные товары, произведенные в России, товары определенного бренда или серии и т.д. И такой фильтр можно использовать совместно с фильтром по разделам-подразделам каталога 1С или другой ERP-системы, принятой нашими заказчиками.
Елена Головина
Редактор

Поделиться статьей

Читать дальше