База товаров будущего. Или как избежать дублей товаров
Головина Елена, 24 апреля 2017
Зачем нужна база товаров, и какой она должна быть, чтобы наладить взаимодействие всех участников рынка
Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда под одним кодом скрывается несколько товаров разного цвета или размера. Это создает большие проблемы всем участникам рынка. И эту проблему легко может решить качественная база товаров.

Ключевая задача базы товаров — объединить все товары под едиными кодами. То есть каждый код объясняет, что под ним скрывается конкретный товар конкретного производителя и никакой другой, и этот товар мы больше не найдем с другим кодом нигде.

Это важно, чтобы избежать дублей товаров, которыми грешат многие компании. Часто они присваивают один артикул товару, который представлен в разных цветах, размерах и т.д. В итоге, когда вы импортируете коды из Excel или хотите сделать автоматизированный заказ, — компьютер не понимает, какой именно товар вам нужен.
Чтобы компьютер однозначно понимал, о каком физическом товаре идет речь, — делается индивидуальный код, и все участники, которые работают с этой базой, работают исключительно в этих кодах.
Вот так, к примеру, проблему с дублями решила компания Vikan. В конце каждого артикула они добавляют число, которое отвечает за определенный цвет (1— розовый, 2 — зеленый, 3 — синий, 4 — красный и т.д.)
Что происходит, если у вас нет качественной базы товаров? Примеров очень много. Например, на «Яндекс. Маркет каждый из участников может загрузить свой товар в базу. Товар может быть один, а коды разные — в итоге товары дублируются и создается путаница.
Дубли товаров могут повлечь многомиллионный ущерб. Например, нужно осуществить закупки на огромную ассоциацию на миллионы рублей, и вдруг покупаем товар одного цвета, а нужен был совсем другой. Если покупают люди — они договорятся, а если покупает робот — возникнет проблема.
База товаров в идеале должна быть основана на отраслевом стандарте. Если это не так — с ней тяжело работать. В таком случае товары нужно структурировать по каким-то характеристикам. А если мы выбираем характеристики — то по факту мы уже вводим какой-то стандарт описания товаров. И лучше использовать отраслевой стандарт. То есть мы таким образом все равно приходим к необходимости внедрять классификатор. Теоретически можно обойтись без него, и все товары объединить в одну базу, и она даже будет работать, но искать по ней будет крайне неудобно. Непонятно, как, например, подобрать аналоги или выбрать однотипные товары.

Именно поэтому в разработанных нами базах РАЭК (более миллиона электротехнических товаров в стандарте ETIM) и Sanergy (санитарно-гигиеническая продукция в разработанном нами формате SIM) есть собственные коды — РАЭК ID и Sanergy ID. Это единые коды, по которым исключается все возможные дубли.
Представьте, В РАЭК 10 участников и миллионы товаров. И чтобы организовать общую работу между ними нужны единые коды. Они важны, чтобы, к примеру, все участники могли обмениваться неликвидами. Например, в РАЭК были товары, которые залежались на складе, и каждый поставщик был готов отправлять их по цене даже ниже себестоимости. Но как сказать, что они есть? Для этого создается база товаров, и там отмечаются неликвиды, а участники РАЭК могут друг у друга купить их с большой скидкой.

Как организовать совместные закупки, как сделать чтобы не было путаницы, как автоматизировать этот процесс — необходимым условием является наличие кодов, а второе — если нужны статистика по закупкам и анализ продаж, — классификатор.

Именно эту задачу и решила база РАЭК — объединила все в единых кодах, а потом с помощью классификатора создала возможность для сравнения, поиска и т.д.
В итоге правильные коды — это жизненная необходимость, а классификатор — своего рода жизнь в красивом доме. Т.е задача, которую решает база товаров с нужными кодами — выжить и обеспечить взаимодействие, а классификатор — сделать это взаимодействие удобным для всех участников.
Елена Головина
Редактор

Поделиться статьей

Читать дальше